Речь – забота общая Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать начинает разговаривать с малышом еще до его появления на свет, что важно для будущего психического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять или понять, но мозг маленького человека обладает врожденной повышенной чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста. К 6 месяцам под влиянием общения с взрослым у ребенка формируется лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая развивает фонематический слух (различение звуков речи): ааа-гуу, ба-ба-ба, да-да-да. Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года жизни и продолжается в течение всей жизни человека. К концу первого года жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова:ляля, биби, коко. Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении всего дошкольного возраста он осваивает правильное звукопроизношение и интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи (вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в общении с взрослыми. Большое значение имеет целенаправленное, организуемое взрослым ознакомление детей со звучащим словом. В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со смысловой и звуковой стороной речи (слово состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и т.д.). В дальнейшем ребенок специально учится вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их, анализировать слоговой и звуковой состав, «слышать» ударение. Такой путь в овладении речью совершает каждый ребенок дошкольного возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый должен своевременно приходить на помощь малышу и целенаправленно руководить развитием его речевой деятельности. Правильная речь стимулирует общее и психическое развитие ребенка, формирует способность общения с окружающим миром. И обеспечивает хорошее восприятие материала в школе. Что же необходимо делать родителям, чтобы речь ребёнка не отставала в своём развитии? В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью. Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. А.В.Запорожец отмечал, что «при недостатке общения, когда с детьми мало говорят и когда у детей нет потребности в общении, развитие речи отстаёт в своих темпах» Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным. Обязательно обсуждайте прочитанное Играйте с детьми в разнообразные игры: настольно-печатные (лото, домино, парные картинки, кубики). Это будет способствовать накоплению словарного запаса. Купив игру, 10-15 минут поиграйте с ребёнком, объясните ему правила игры, так как, не понимая правил, он потеряет к ней интерес. Ещё полезнее для развития речи детей так называемые словесные игры. Что в мешочке? В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или бросить на пол. Что из чего сделано? Взрослый (говорит ребенку): -В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Какой стол, если он сделан из дерева? -Деревянный. -Стакан из стекла? Стеклянный. -Ключи из стали? Стальные и т.д. Что я не так сказала? Взрослый (ребенку): -Внимательно выслушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. Ребенок исправляет ошибки. Придумай предложение Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным. Взрослый: -Солнце греет. Ребенок: -Солнце греет, птички поют. Солнце греет, снег тает. Скажи наоборот Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета. Мама: -Я вижу высокий дом. Ребенок: -Я вижу низкий дом. Мама: -У меня острый нож. Ребенок: -У меня тупой нож. Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания). - «Белый камень в воде тает». (Сахар) - «В одной бочке два теста». (Яйцо) - «В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль) - «Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква) Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы: - «Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз) - «Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень) Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку, игрушку. Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый». Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое». Обогащению словаря детей способствует помощь маме или папе по дому, если её правильно организовать. Например, если в семье планируется уборка, надо привлечь ребенка, и озвучивать свои действия. Протирая посуду, мама спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама: «Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ, суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это салатница – ее используют для салатов». Затем мама просит ребенка подать ей посуду и назвать то, что он подает. Мама: -Что мы поставили в сервант? Ребенок (отвечает обобщающим словом): -Посуду. Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке». Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое. Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно с раннего детства говорить ребенку о правилах уличного движения. С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют, развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь. Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой, бабушкой). Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает. Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки, развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми. Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос, армия, транспорт, книжки и сказки. Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела. Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета, самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…), придумывать сказки на заданную тему. Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки, картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она пластмассовая. Куклу зовут Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы, красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают». Так же описывается другой предмет. Взрослый напоминает, в какой последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?». Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям. Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я буду отгадывать. Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет, что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные поля. Родители должны отгадать место «путешествия». Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам? Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ по картинке. Детям 6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица. Еще до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки. Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети», «зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах, девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у детей». Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например: «Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то близко заревел медведь…» Уважаемые родители! Если вы активно занимаетесь развитием речи своих детей, ваши дети обретут новые возможности общения с окружающим их миром, что, несомненно, будет способствовать их успеху в жизни.

|