Поскольку ребенок воспитывается в семье, сразу вопрос:
«Что такое семья?».
«Семья — группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплоченных
общими интересами. (Толковый словарь С.И.Ожегова и Н.Ю. Шведова).
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда
не вызывала сомнений. То, что несет в себе семья, невозможно
заменить ничем. Истинные духовные ценности человека возможно сохранить только в
семье, а передать их, только через детей.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, в процессе
которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время
это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от
окружающих его взрослых – родителей и педагогов. Здоровье детей и их
полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У
ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет второй возможности для
нормального роста и здорового развития, поэтому проблеме охраны детства на всех
уровнях нужно уделять первостепенное внимание.
Проблема эта условно рассматривается в двух направлениях: в социально-правовом
и психолого-педагогическом.
Социально-правовое направление включает законодательное обеспечение
охраны прав ребенка, создание системы социальных, образовательных, культурных и
других детских учреждений.
Психолого-педагогическое направление предполагает создание благоприятных
условий: соответствующей атмосферы, стиля жизни, общения в семье и в
образовательном учреждении.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», –
констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития
детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите
прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав
ребенка во всем мире:
Нормативные основы защиты прав детства
К основным международным документам ЮНИСЕФ, касающимся
прав детей относятся:
– Декларация прав ребенка (1959)
– Конвенция ООН о правах ребенка (1989)
– Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990)
Декларация прав ребенка является первым международным документом.
В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей:
на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную
защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться
физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства.
Особое внимание в Декларации уделяется защите
ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный
документ – Конвенция о правах
ребенка.
Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54
статей, детализирующих права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное
развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды,
жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от
расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений,
национального, этнического и социального происхождения – юридическое право:
– на воспитание;
– на развитие;
– на защиту;
– на активное участие в жизни общества.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и
обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей,
их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии
решений, затрагивающих его настоящее и будущее.
На основе Конвенции разрабатываются
нормативно-правовые документы федерального и регионального уровней.
Для создания и развития механизма реализации прав
ребенка на защиту, декларированных в Конвенции и гарантированных Конституцией
РФ, принят целый ряд законодательных актов – Семейный Кодекс РФ, Закон «Об
основных гарантиях прав ребенка в РФ», Закон «Об образовании».
Семейный Кодекс РФ – документ, регулирующий правовые вопросы семейных отношений на
основе действующей Конституции РФ и нового гражданского законодательства.
Раздел IV Семейного Кодекса РФ целиком посвящен правам
и обязанностям родителей и детей. Особый интерес представляют глава 11 «Права
несовершеннолетних детей» и глава 12 «Права и обязанности родителей».
В семейном Кодексе РФ законодательно закреплены
общепризнанные принципы и нормы международного права «ребенка на жизнь и
воспитание в семье, на защиту, на возможность свободно выражать свое мнение».
В целях «создания правовых, социально-экономических
условий для реализации прав и законных интересов ребенка», предусмотренных
Конституцией РФ, принят ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации». Этот закон выделяет особую категорию детей,
нуждающихся в защите со стороны государства (дети-инвалиды, жертвы вооруженных
и межнациональных конфликтов, дети с отклонениями в поведении, дети,
жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и
которые не могут преодолеть эти обстоятельства сами или с помощью семьи).
Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятия «жестокое обращение» и
определяет меры защиты (ст. 19), а также устанавливает:
обеспечение в максимально возможной степени здорового развития
ребенка (ст. 6);
защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную
жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);
обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для
физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития
(ст. 24);
защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34);
защиту ребенка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
меры помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.
39).
Уголовный кодекспредусматривает
ответственность:
за совершение физического и сексуального насилия, в т.ч. и в
отношении несовершеннолетних (ст. 106 – 136);
за преступление против семьи и несовершеннолетних (ст. 150 – 157).
Семейный Кодекс РФ гарантирует:
право ребенка на уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
право ребенка на защиту и обязанности органа опеки и
попечительства принять меры по защите ребенка (ст. 56);
меру «лишение родительских прав» как меру защиты детей от жестокого
обращения с ними в семье (ст. 69);
немедленное отбирание ребенка при непосредственной угрозе жизни и
здоровью (сит. 77).
Закон «Об образовании»утверждает
право детей, облучающихся во всех образовательных учреждениях, на «уважение их
человеческого достоинства» (ст. 5) и предусматривает административное наказание
педагогических работников за допущенное физическое и психическое «насилие над
личностью обучающегося или воспитанника» (ст. 56).
В помощь семье и воспитанию детей дошкольного возраста, охране и укреплении их
здоровья, развитию индивидуальных особенностей и необходимой коррекции
нарушений развития действует сеть дошкольных образовательных учреждений.
ДОУ в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента РФ, Типовым положением о дошкольном образовательном
учреждении и другими постановлениями и распоряжениями Правительства РФ,
решениями соответствующего органа управления образованием.
Типовое положение о дошкольном
образовательном учреждении– подзаконный акт, определяющий деятельность всех
детских садов на территории РФ. Его основные положения конкретизируются в
нормативных документах каждого дошкольного учреждения.
Устав ДОУ–
нормативный документ, в котором представлены права и обязанности всех
участников образовательного процесса: детей, педагогов, родителей.
Конвенция о правах ребенка — правовой документ высокого международного
стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка
полноценной и полноправной личностью, самостоятельным субъектом права и
призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно-правовых
нормах, в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и
бережное отношение к личности ребенка, его мнениям и взглядам.
Реализация прав ребенка включает:
защиту его от всех форм жестокого обращения,
права на охрану жизни и здоровья,
защиту его права на образование,
права на игру,
права на сохранение своей индивидуальности.
Право ребенка на защиту его от всех форм
жестокого обращения.
Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в
жестоком и безответственном обращении с ним.
Нарушением прав ребенка можно считать:
Лишение свободы движения.
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка
одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает , что запирание на
длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего).
Применение физического насилия к ребенку.
Унижение достоинств ребенка — грубые замечания, высказывания в
адрес ребенка – (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в
себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость,
трусость, садизм)
Угрозы в адрес ребенка.
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний.
Отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его
нуждами.
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи.
Право ребенка на жизнь и здоровье
Конвенция о правах ребенка определяет, что «каждый
ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь» (ст.6), а государства и взрослые
должны обеспечить «право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического,
умственного, духовного, нравственного и социального развития» (ст.27, п.1).В
России принят ряд нормативно-правовых документов, направленных на охрану
здоровья детей. В Законе «Об образовании» указано, что «образовательное
учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся
воспитанников». Право ребенка на образование
Статьи 28–29 Конвенции определяют право ребенка на
образование как возможность посещать образовательное учреждение, призванное
обеспечивать подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе. В
настоящее время в нашей стране существует гибкая система дошкольного
образования. Нормативные документы предполагают функционирование ДОУ в дневное,
вечернее, ночное время, круглосуточно, в выходные и праздничные дни, а также
свободное посещение детьми ДОУ. Все программы дошкольного образования направлены
на обеспечение в ДОУ права ребенка на образование. В выборе программы
педагогические коллективы руководствуются уровнем развития ребенка, своими
педагогическими идеями, концептуальными положениями и разнообразными подходами
к организации педагогического процесса детском саду. Защитить права ребенка
призвано и инструктивно методическое письмо Министерства образования РФ «О
гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста
в организованных формах обучения» от 14. 03. 2000г., в котором четко
указывается продолжительность занятий с детьми в разных возрастных группах
детского сада, их количество в неделю, а также максимальная нагрузка на ребенка
в системе дополнительного образования.
Право ребенка на игру
«Игра — ведущая деятельность дошкольника». Это знают
многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает
должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребенок много
времени проводит за телевизором или за компьютером. Ответственность за обеспечение
интересов ребенка в игре возлагается на семью, однако и «общество и органы
публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению
указанного права», — утверждает Декларация прав ребенка.
Право
ребенка на сохранение своей индивидуальности «Государства-участники Конвенции обязуются
уважать права ребенка на сохранение его индивидуальности» (ст. 8).
У каждого человека своя индивидуальность: характер, взгляды, отношения к
окружающим. Индивидуальность – великий дар природы, но его легко уничтожить в
детстве, когда человек еще не окреп. Взрослые призваны не только понимать
личность ребенка, но и помогать малышу сохранить и развивать свою
индивидуальность.