Профилактика и коррекция речевых нарушений у детей раннего возраста
Ранний возраст является уникальным и стратегически важным для
последующего развития ребенка, в том числе речевого. Ранний возраст
является уникальным и стратегически важным для всего последующего
умственного, физического, речевого и эмоционального развития ребенка.
Ранний
возраст - это период становления функциональных систем, формирования
высших корковых функций. Функции коры головного мозга развиваются в
результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и особенно
интенсивно это происходит в первые три года жизни. В этот период
совершенствуются способности мозга принимать сигналы из внешнего мира,
перерабатывать и хранить информацию, формируются процессы восприятия,
наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, памяти, внимания,
что создает базу для дальнейшего психического развития. В раннем
возрасте отмечается особая чувствительность к речевому восприятию и
речевому обучению, и поэтому ранний возраст - это период становления
всех функций речи. В этом возрасте развивается понимание речи, активный
словарь, способность подражания, умение пользоваться речью.
Как
показывают психолого-педагогические исследования, большинство родителей
затрудняются адекватно оценить уровень речевого развития своего ребенка,
поскольку не знают нормативы развития речи детей раннего возраста.
Сравнивая своего ребенка с его сверстниками, родители получают, как
правило, субъективную информацию, как следствие у них складываются
неверные представления об уровне речевого развития малыша.
Другой,
еще более важной проблемой является стойкое убеждение родителей в том,
что все трудности и проблемы ребенка со временем сами собой разрешатся,
что ребенок еще маленький и необходимости в занятиях нет. Лишь часть
родителей по-настоящему осознают важность своевременного речевого
развития ребенка и беспокоятся по поводу малейшего его отставания, как
правило, эти родители имеют либо педагогическое, либо медицинское
образование.
Однако большинство способны заметить лишь грубые нарушения в развитии речи своих детей.
Ваша
работа по речевому развитию ребенка должно быть непрерывной и активной.
Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребенком - это
неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи, и если родители
устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического
процесса.
Игры и занятия, предложенные на станицах нашего сайта,
помогут Вам почувствовать себя увереннее, что, несомненно, положительно
скажется на развитии вашего ребенка и обеспечит в дальнейшем полноценное
и гармоничное развитие его личности в целом.
В течение года Вы получите ряд консультаций по вопросам речевого развития детей раннего возраста.