Речь – забота общая
Звучащая речь входит в жизнь ребенка с первых часов его жизни. Мать
начинает разговаривать с малышом еще до его появления на свет, что важно
для будущего психического благополучия малыша. Мать разговаривает с ним
тогда, когда малыш не в состоянии что-либо воспринять или понять, но
мозг маленького человека обладает врожденной повышенной
чувствительностью к звучащей речи, которая сохраняется на протяжении
всего дошкольного возраста.
К 6 месяцам под влиянием общения с взрослым у ребенка формируется
лепет. Это как бы своеобразная артикуляционная гимнастика, которая
развивает фонематический слух (различение звуков речи): ааа-гуу, ба-ба-ба, да-да-да.
Формирование понимания слов начинается во второй половине первого года
жизни и продолжается в течение всей жизни человека. К концу первого года
жизни в речи ребенка появляются первые упрощенные слова:ляля, биби, коко.
Малыш не сразу может произносить слова взрослого языка. На протяжении
всего дошкольного возраста он осваивает правильное звукопроизношение и
интонационные средства языка: темп, ритм, тембр, мелодику речи
(вопросительную, утвердительную, восклицательную интонации, повышение и
понижение голоса). Всеми этими сложными умениями ребенок овладевает в
общении с взрослыми. Большое значение имеет целенаправленное,
организуемое взрослым ознакомление детей со звучащим словом. В
дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он
овладевает речью, знакомится с богатством звукового, лексического и
грамматического состава языка. Это период интенсивного ознакомления
дошкольника со смысловой и звуковой стороной речи (слово состоит из
звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один
из них ударный и т.д.). В дальнейшем ребенок специально учится
вслушиваться в звуки, из которых состоят слова, различать их,
анализировать слоговой и звуковой состав, «слышать» ударение.
Такой путь в овладении речью совершает каждый ребенок дошкольного
возраста. Чтобы не было задержки в речевом развитии ребенка, взрослый
должен своевременно приходить на помощь малышу и целенаправленно
руководить развитием его речевой деятельности.
Правильная речь стимулирует общее и психическое развитие ребенка,
формирует способность общения с окружающим миром. И обеспечивает хорошее
восприятие материала в школе. Что же необходимо делать родителям, чтобы речь ребёнка не отставала в своём развитии?
В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание
на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте
всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь
учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её
правильностью.
Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. А.В.Запорожец
отмечал, что «при недостатке общения, когда с детьми мало говорят и
когда у детей нет потребности в общении, развитие речи отстаёт в своих
темпах»
Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи
ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните,
что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным.
Обязательно обсуждайте прочитанное
Играйте с детьми в разнообразные игры: настольно-печатные (лото,
домино, парные картинки, кубики). Это будет способствовать накоплению
словарного запаса. Купив игру, 10-15 минут поиграйте с ребёнком,
объясните ему правила игры, так как, не понимая правил, он потеряет к
ней интерес. Ещё полезнее для развития речи детей так называемые словесные игры. Что в мешочке?
В мешочек сложить разные предметы (игрушки, овощи, фрукты, и т.д.).
Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь
определить и назвать то, что он ощупывает. Ребенок (вытаскивает
предмет и говорит, например, про мяч). Это мяч. Он синий с белой
полоской, резиновый, круглый. Его можно кинуть, ударить о стену или
бросить на пол. Что из чего сделано?
Взрослый (говорит ребенку): -В нашей комнате много предметов, все они
сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен
сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? Какой стол,
если он сделан из дерева? -Деревянный. -Стакан из стекла? Стеклянный. -Ключи из стали? Стальные и т.д. Что я не так сказала?
Взрослый (ребенку): -Внимательно выслушай, правильно ли я называю
домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. Ребенок исправляет ошибки. Придумай предложение Взрослый называет предложение, а ребенок должен придумать еще несколько, сочетающихся с данным. Взрослый: -Солнце греет. Ребенок: -Солнце греет, птички поют. Солнце греет, снег тает. Скажи наоборот Мама произносит фразу с эпитетом, ребенок повторяет ее, называя антоним эпитета. Мама: -Я вижу высокий дом. Ребенок: -Я вижу низкий дом. Мама: -У меня острый нож. Ребенок: -У меня тупой нож.
Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде
вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной
форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи
(про продукты питания). - «Белый камень в воде тает». (Сахар) - «В одной бочке два теста». (Яйцо) - «В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду - испугается». (Соль) - «Без окон, без дверей, полна горница людей» (Огурец, тыква) Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы: - «Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз) - «Невидимка ходит по лесу, все деревья раздевает». (Осень)
Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера
загадок и пословиц. Выигравший получает приз – книжку, конфетку,
игрушку.
Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно
близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать), которые дети
нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное
сердце»).
В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?»
ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный,
круглый».
Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится.
Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга,
«высокое» дерево, а не «большое».
Обогащению словаря детей способствует помощь маме или папе по дому,
если её правильно организовать. Например, если в семье планируется
уборка, надо привлечь ребенка, и озвучивать свои действия. Протирая
посуду, мама спрашивает, как называется каждый предмет, и уточняет сама:
«Это глубокая тарелка, фарфоровая, в ней подают первое блюдо – борщ,
суп. Это мелкие тарелки, в них кладут второе – котлеты с гарниром, а это
салатница – ее используют для салатов». Затем мама просит ребенка подать ей посуду и назвать то, что он подает. Мама: -Что мы поставили в сервант? Ребенок (отвечает обобщающим словом): -Посуду.
Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе
ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая
красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты
поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А
теперь я буду шить на машинке».
Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником,
утюгом и т.д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует
предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или
погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку,
необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли
он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.
Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами,
людьми. Важно с раннего детства говорить ребенку о правилах уличного
движения.
С детства ребенку необходимо общаться с людьми, делиться своими мыслями
и переживаниями с близкими. В семье эту потребность можно удовлетворить
через индивидуальные разговоры и беседы. Разговор взрослых с ребенком
имеет особое значение, так как влияет на его речевое и общее умственное
развитие. Дети, с которыми родители много и вдумчиво беседуют,
развиваются быстрее и говорят лучше, имеют правильную речь.
Взрослые в разговоре с ребенком выясняют, что интересует маленького
человека, узнают про его досуг и друзей. Дети постепенно привыкают к
таким разговорам и в дальнейшем уже сами рассказывают про свои желания и
интересы, жизнь в садике; у них не будет секретов от родителей. Ребенок
очень чуткий и ранимый: насмешка, обидное слово – и он замыкается в
себе, ни с кем не делится своими радостями и огорчениями или же
предпочитает иногда говорить с отдельными членами семьи (мамой,
бабушкой).
Некоторые родители не разговаривают с ребенком на темы этикета и правил
поведения, так как считают, что он еще мал и ничего не понимает.
Напротив, ребенок улавливает и анализирует каждое слово! Дети, с
которыми не общаются, молча играющие в куклы, машинки и другие игрушки,
развиваются медленнее и становятся молчаливыми, замкнутыми.
Темы для индивидуальных бесед очень разнообразны. С детьми младшего
возраста нужно разговаривать о понятных, доступных и близких вещах. С
детьми постарше можно обсуждать режим дня, игрушки, одежду и обувь и
т.д. Тематика бесед для детей 5-6 лет значительно расширяется: космос,
армия, транспорт, книжки и сказки.
Беседы должны проходить в непринужденной форме. Ребенок должен
чувствовать, что взрослому интересно его слушать. Причем, рассказывая о
своих дневных делах, он учится вспоминать, связывать предложения. В
дальнейшем ребенок будет сам просить вас послушать про его дела.
Большинство детей на конец дошкольного возраста овладевают связной
речью, умеют последовательно описать увиденное, пересказать содержание
сказки, рассказа, кино. Но у некоторых детей речь отрывиста, с длинными
паузами. В ней преобладают слова-заменители, перечисление предметов или
действий, жесты, мимика, не хватает слов для передачи мыслей. До школы
ребенок должен научиться описывать знакомый предмет со всеми его
признаками, качествами, уметь сравнивать два-три предмета,
самостоятельно рассказывать по картинке, по серии картинок, рассказывать
увиденное, пережитое (как отдыхал, что видел в цирке, в лесу…),
придумывать сказки на заданную тему.
Для описания нужно подобрать известные ребенку предметы, игрушки,
картинки: мишутка, кукла, машинка, тарелка. Например: «Это кукла. Она
пластмассовая. Куклу зовут Аленкой. У Алены голубые глаза, белые волосы,
красные щечки. Она улыбается. На ней платье красного цвета в белую
полоску. На ногах белые носочки и коричневые туфли. На голове белый
бант. С куклой дети играют, кладут ее спать, кормят, одевают».
Так же описывается другой предмет. Взрослый напоминает, в какой
последовательности следует рассказывать, спрашивая: «Как называется
предмет?», «Из чего сделан?», «Для чего нужен?».
Ребенок старшего дошкольного возраста должен самостоятельно составлять
загадки-описания о предметах. При этом инициатива принадлежит родителям.
Вы предлагаете ребенку отгадать, какой предмет задумали, а затем
просите его сделать то же: «Он деревянный, стоит посреди комнаты, имеет
четыре ножки и квадратную доску. За ним обедают, пьют чай. Что это
такое?» а теперь ты задумай любой предмет и все про него расскажи, а я
буду отгадывать.
Можно предложить игру «Веселые путешественники». Ребенок представляет,
что он летит на самолете, едет на поезде, плывет на теплоходе, идет
пешком по стране: описывает воображаемые города, леса, горы, колхозные
поля. Родители должны отгадать место «путешествия».
Как научить ребенка связному, последовательному рассказу по картинкам?
Если в семье нет сюжетных картинок, помогут иллюстрации из
художественных книг с рассказами и сказками. После приобретения новой
книжки нужно сначала рассмотреть картинки. При просмотре спрашивать
ребенка о том, что он видит. После просмотра следует составить рассказ
по картинке. Детям
6-7-летнего возраста необходимо предложить самостоятельно придумывать
названия к иллюстрациям, а также составлять рассказы о том, что было до
этого с героями, изображенными на картинке, и что будет потом (особенно
про одного из героев или предмет) или рассказать от своего лица. Еще
до школы рекомендуется научить ребенка составлять рассказы, сказки.
Самый легкий вид такого творчества – составление рассказов по
трем-четырем опорным словам. Например, со словами «зима», «дети»,
«зимние развлечения». «Настала зима. Выпал пушистый снег. Дети тепло
оделись и вышли на улицу. Мальчики катаются на коньках и на лыжах,
девочки – на санках с высокой горы. Вот вышли Аленка и Дима, в руках у
них лопатки. Они лепят снежную бабу. Веселые зимние развлечения у
детей».
Можно предложить составить рассказ, начатый родителем, например:
«Мальчик был в лесу, пас стадо коров. Вдруг он услышал, что где-то
близко заревел медведь…»
Уважаемые родители! Если вы активно занимаетесь развитием речи своих
детей, ваши дети обретут новые возможности общения с окружающим их
миром, что, несомненно, будет способствовать их успеху в жизни.
|